Анализ новелл проектов нового уголовного кодекса Республики Казахстан

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

На днях в Мажилисе Парламента в первом чтении был рассмотрен проект нового уголовного кодекса, работа над которым велась не один месяц межведомственной рабочей группой заинтересованных государственных органов.

         Проект уголовного кодекса (далее – УК) изобилует множеством нововведений, которые вызывают горячую полемику, всплеск дебатов и столкновение мнений.

В этой связи, хотелось бы сделать краткий экскурс по новеллам предлагаемые разработчиком. 

В проекте и как прежде сохранено деление на Общую и Особенную части.

В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах» Общая часть проекта УК дополнена глоссарием, что, полагаем, облегчит применение новых норм УК на практике.

Наиболее значимой новацией проекта является введение двухзвенной системы уголовно-наказуемых деяний, состоящей из преступлений и уголовных проступков.

За уголовные проступки предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь, общественные и исправительные работы, а также минимальные сроки давности и отсутствие судимости.

Всего проектом предусматривается 171 уголовный проступок.

В эту категорию было переведено 104 действующих состава преступлений небольшой тяжести, что  свидетельствует о значительной гуманизации уголовного закона.

Нелишне указать, что из этих 104 преступлений 20 имели в санкции в качестве меры наказания «лишение свободы», а теперь за их совершение не будет даже судимости.  

Решение о выводе ряда административных правонарушений в уголовные проступки продиктовано и тем, что по ним невозможно незамедлительно составить протокол и направить на рассмотрение в уполномоченный орган, как это предусмотрено для административного судопроизводства в целом.

К примеру, для привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью, производство судебно-медицинской экспертизы возможно только по истечении 21 дня, чтобы установить, какой вред – средней тяжести или тяжкий вред – причинен потерпевшему. 

Аналогично, соответствующие судебно-технические экспертизы нужно проводить и по фактам нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями и т.д.

 

Совершенно точно, что вывод 58 составов административных правонарушений в разряд уголовных проступков позволит усилить защиту лиц, привлекаемых к ответственности.

Это – и обязательное привлечение защитника – профессионального адвоката, и применение всего комплекса процессуальных гарантий, установленных уголовно-процессуальным кодексом.

В этом ракурсе говорить о «криминализации» этих 58 административных составов представляется необоснованным.

Если выделять по объекту посягательства,  выбранные 58 составов административных правонарушений посягают на личность, семью и права несовершеннолетних, здоровье и нравственность населения, экологию, общественную безопасность и общественный порядок, безопасность в сфере транспорта.

Проведенный анализ мировой практики подтверждает эффективность института уголовных проступков подтверждается общемировой практикой, например, уголовными кодексами Германии, Испании, Австрии, Голландии, Норвегии, Чехии, Албании, Литвы, Латвии, Турции.

Нелишне указать, что санкции за уголовный проступок практически во всех этих странах включают в себя арест либо лишение свободы, либо тюремное заключение (в разных странах называется по-разному).

В проекте УК арест как мера наказания за уголовные проступки установлен максимальным сроком до 6 месяцев, однако в Особенной части такой срок предусмотрен только по 43 составам. По 30 проступкам установлен срок ареста до 2-х месяцев, по 32 – до 3-х, по 63 – до 4-х месяцев.

Да и эти сроки ареста, учитывая, что это «верхний потолок» наказания, будут назначаться судом только в крайне редких случаях.

           По сравнению с действующим Уголовным кодексом проектом значительно переработана система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы.

Так, сфера применения штрафа расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с причинением смерти человеку.

Штраф введен в качестве альтернативы дополнительно в 162 санкции, его доля теперь составляет более 50%, а его размеры значительно увеличены, в среднем на 57%.

В проекте УК изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу и исчисляются в конкретном размере суммы, подлежащей уплате в бюджет, например 1 тыс. МРП.

С учетом того, что уклонение от штрафа или исправительных работ влечет замену наказания на лишение свободы, следует ожидать рост их реального исполнения.

В связи с этим, разработчик полагает, что реально заработают штрафные санкции и принудительный труд на благо общества вместо полной изоляции осужденных.

Введены новые виды уголовных наказаний – «арест» и «выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства».

Исключены такие виды воинских наказаний, как «ограничение по воинской службе» и «содержание на гауптвахте», что охватывается положениями Концепцией проекта УК о том, что к военнослужащим в мирное время должен применяться всех спектр уголовных наказаний.

Область применения такого вида наказания, как ограничение свободы, распространена на все преступления небольшой и средней тяжести, а также на часть тяжких преступлений.

Данное наказание предусматривает нахождение осужденного под пробационным контролем, а также привлечение его к общественно полезному труду, что позволит усилить коррекцию посткриминального поведения.

Минимизировано (с 45% до 42% составов) безальтернативное применение лишения свободы, которое остается только в 393 санкциях из 920 (в действующем УК – в 358 из 784).

Как единственный вид наказания, лишение свободы сохранено только за преступления, совершаемые в составе организованных преступных групп, связанные с причинением смерти человеку, особо тяжкие преступления, в том числе террористические, коррупционные, а также воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке.

Во исполнение положений Концепции проекта о реабилитационно-восстановительном правосудии, вводятся «стимулы» для добровольного возмещения ущерба потерпевшим.

Это – обязательность условно-досрочного освобождения (далее – УДО), замены или сокращения срока назначенного судом наказания, а также запрет на назначение лишения свободы за совершение экономических преступлений (кроме рейдерских) при условии добровольного возмещения ущерба.

***

В целом институт УДО был полностью переработан: теперь им предусматриваются более мягкие, «щадящие» условия для УДО для уязвимых слоев населения (беременные, женщины, имеющие малолетних детей, пенсионеры, отцы-«одиночки»).

 

Введены два дополнительных основания освобождения лица от уголовной ответственности: при процессуальном соглашении и поручительстве.

Расширена сфера действия института примирения: теперь по тяжким преступлениям, впервые совершенным, не связанным с причинением смерти или тяжкого вреда здоровью могут примиряться не только несовершеннолетние, но и  другие социально уязвимые лица – беременные, матери, имеющие на иждивении малолетних детей, пенсионеры.  

***

С другой стороны, как надлежащая реакция государства на коррупционные преступления, вводятся как обязательные дополнительные виды наказаний в виде лишения званий, чинов, рангов и государственных наград, а также пожизненного запрета занимать должности на государственной службе.

 

Такой же пожизненный запрет устанавливается на работу с детьми лицам, совершившим преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних.

 

***

С учетом международного опыта наказание в виде «конфискации» будет выражаться в безвозмездном изъятии и обращении в доход государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, за исключением приобретенного законным путем (по опыту Великобритании, Германии, Швеции и России и др. стран).

Кроме того, проектом предусмотрено концептуальное положение о возможности назначения судами конфискации имущества не только как меры наказания, но и в строго определенных случаях - как меры уголовно-правового воздействия.

Это связано с реализацией ст.54 Конвенции ООН против коррупции о конфискации имущества по решению суда, но до вынесения приговора.

Она будет применяться, когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо место его пребывания не установлено по другим причинам, нахождения его вне пределов Республики.

Либо когда уголовное преследование в отношении него прекращено в связи с актом амнистии, истечением срока давности, а также  его смертью.

***

Проектом существенно изменен институт рецидива.

Теперь по проекту УК для рецидива будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления.

Более того, проектом исключены действующие правила назначения наказания при рецидиве, при которых даже за кражу в незначительных размерах суды были вынуждены назначать ранее судимым  не менее 2/3 или ¾ от верхнего предела лишения свободы по статье.

Теперь, по проекту УК, таких «перекосов» больше не будет.

***

Среди новелл Особенной части проекта УК - выделение специальной Главой всех медицинских преступлений, чем реализуются задачи, поставленные Президентом в Послании «Стратегия «Казахстан-2050» об усилении ответственности за преступления против материнства и детства.

С учетом положений Кодекса о здоровье вводится уголовная ответственность за клонирование человека.

***

Выделена отдельной Главой ответственность за киберпреступления, в том числе за несанкционированный доступ к компьютерной информации, ее незаконный перехват, модификацию и уничтожение, а также распространение программ либо деструктивных материалов, представляющих общественную опасность.

***

Усилится ответственность за распространение информации оскорбительного или клеветнического характера посредством компьютерных систем.

***

С учетом сложившихся реалий и общественной опасности криминализировано также нарушение требований безопасности на всех этапах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Коренным образом усилена ответственность за транспортные преступления, особенно за их совершение в состоянии опьянения, а срок лишения права на управление транспортным средством увеличен до 10 лет.

В частности, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, повлекшее смерть человека, выделено в качестве  умышленного - тяжкого преступления, по которому примирение сторонневозможно.

***

Изменена конструкция и существенно реформированы нормы о незаконном обороте наркотиков и их аналогов. В проект УК из КоАП переведены как уголовные проступки административные правонарушения в этой сфере.

Действующая статья 259 УК о наркооборотедля удобства в правоприменении разделена на две самостоятельные нормы: первая предусматривает уголовную ответственность за незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, прекурсорами без цели сбыта, а вторая – за эти же преступные действия с целью сбыта.

 

Усилена уголовная ответственность за проявления экстремизма и терроризма, распространение радикальных идеологий, в том числе с использованием новых технологий (введены запреты на УДО, примирение, установлена ответственность за создание экстремистской группы, дачу разрешения на публикацию экстремистских материалов, повышен срок лишения свободы за разжигание национальной розни и др.).

***

Говоря о защите бизнеса, нельзя забывать, что уголовно-правовая политика в сфере экономической деятельности должна учитывать не только интересы производителей, но и интересы потребителей и государства.

Послабление и тем более отказ от уголовно-правовых мер противодействия экономической преступности несет угрозу дестабилизации всей экономики, со многими негативными социальными последствиями.

Начиная с 2011 года, прошло 3 этапа гуманизации экономических преступлений: законами 2011 г.(от 18 января и 9 ноября) и 2013 года(от 13 июня).

Этими законами декриминализированы такие деяния как обман потребителей, регистрация незаконных сделок по природопользованию.

В десятки раз увеличены «пороги» уголовной ответственности, начиная с которых  определяются значительный, крупный, особо крупный ущерб и размер.

К примеру, пороговое значение значительного размера по статье «Незаконное предпринимательство» увеличено со 100 до 1000 МРП, крупного размера – с 500 до 10 000 МРП, особо крупного размера – с 2 000 до 20 000 МРП. То же самое касается большинства преступлений в сфере экономики.

Тем самым огромный пласт экономических правонарушений перестал быть уголовно-наказуемым.

Законами 2011 года лишение свободы исключено из санкций по 12 составам экономических преступлений, в 3 составах оно снижено.

Законом 2013 года лишение свободы исключено из санкций по 4 составам, снижен срок лишения в одной.

В проекте Уголовного кодекса дополнительно к ранее принятым мерам декриминализированы 2 состава – «заведомо ложная реклама» и «утрата документов и сведений, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг».

14 составов экономических преступлений переведены в разряд уголовных проступков.

Это значит, что по этим деяниям срок давности привлечения к уголовной ответственности сократился до 1 года. Их совершение не повлечет судимости.

Как в действующем УК, так и по проекту сохранено положение о том, что при полном возмещении ущерба, лишение свободы за экономические   преступления (кроме рейдерских) не назначается.

В целом по проекту УК основным наказанием в санкциях за совершение преступлений, в том числе по экономическим, установлен штраф.

Введение альтернативы лишению свободы свидетельствует о гуманизации уголовного закона.

В то же время, Концепцией проекта УК, во исполнение Концепции правовой политики на 2010-2020 годы, ставилась задача установления соразмерности наказания.

В связи с этим, размеры штрафа в целом по всему Кодексу (а не только по экономическим преступлениям) увеличены в целях достижения сопоставимости их строгости с лишением свободы.

          Это, как прогнозируется, позволит переориентировать судебную практику с превалирующего назначения лишения свободы на более широкое применение «штрафных санкций».

Такой подход, наряду с другими положениями проекта УК, решает задачи снижения «тюремного населения».

         Резюмируя сказанное, анализ новелл сводится к следующим аспектам:

-расширение сферы применения штрафа и ограничения свободы,

-введение в санкции статей альтернатив лишению свободы,

-реформирование института рецидива,

-глубокая переработка положений об УДО,

-расширение оснований примирения сторон,

-введение новых видов освобождения от уголовной ответственности (поручительство и процессуальное соглашение),

-запрет на назначение лишения свободы по экономическим преступления при возмещении ущерба,

-минимизация безальтернативного лишения свободы (только по наиболее опасным преступлениям),

-декриминализация 3 преступлений (в т.ч. 2 – по экономическим преступления),

-перевод 104 преступлений небольшой тяжести в уголовные проступки.

 

Таковы основные положений проекта УК.

 

Судья СМЭС Атырауской области                      М.Сембин