Г.Ибрашева - следственная судья суда №2 города Атырау "На новый уровень"// Юридическая газета

Версия для печатиВерсия для печати

 НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Председателем Верховного Суда Республики Казахстан Кайратом Мами озвучены мероприятия по реализации реформы, инициированные главой государства Нурсултаном Назарбаевым.        

В результате проведенной работы, выделены два вектора реформ. Первый-совершенствование системы отбора судей, второй-модернизация судопроизводства респулики. Поддержаны предложения о повышении до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи. При этом предлагается введние пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты.

Срок стажировки магистрантов в судах предлагается увеличить до одного года. Между тем, в настоящее время срок обучения в магистратуре составляет два года, из них срок  практических стажировок судьи-три месяца. Срок стажировки в судах других кандидатов-не магистрантов  -будет увеличен до одного года. Данная стажировка будет проходить на освобожденной основе, с выплатой стипендии.

Полная стажировка в течение всего дня с отрывом от основного места работы позволит стажерам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности.

 Предполагается, что при таком подходе стажировку будут проходить именно те лица, которые осознанно выбрали для себя дальнейшую работу в качестве судьи. Для них возможно установление оплаты в размере от 50 до 70 процентов должностного оклада судьи.  Прием на стажировку будет осуществляться с учетом прогнозной потребности регионов в судейских кадрах.

Далее Институт правосудия из состава Академии госуправления при Президенте РК передается в ведение Верховного Суда. Предлагается его преобразование в Академию правосудия и создание при ней институтов –магистратуры, повышения квалификации для судей и научно-исследовательского.

При таком подходе Академия сможет реально выявлять недостатки в подготвке каждого магистранта и оперативно их устранять. Кроме того, наличие такого сильного профильного учебного и научно-методического центра даст возможность вести на более высоком уровне системную работу по повышению квалификации судей,  а также проводить собственные научные исследования, давать экспертизу постановлениям Верховного Суда и рекомендации пленарным заседаниям по ним.

Кроме того, вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. На них в это время будут возложены обязаннности по рассмотрению административных дел, несложных гражданских и уголовных дел по преступлениям небольшой тяжести. По истечении испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда.

При положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться далее квалификационной комиссией судебного жюри. Затем их представят Высшему судебному Совету для рекомендации для назначения указом Главы государства на постоянный срок.

В случае отрицательного заключения пленарного заседания либо судебного жюри кандидатура отклоняется.

 Также вводится институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей. Сегодня институт поручительства применяется по инициативе Верховного Суда, и в будущем его предлагается закрепить законодательно.

По моему мнению  реформа по совершенствованию системы отбора судей  укрепит судебную систему, т.к. судьями будут назначены квалифицированные, тщательно отобранные кандидаты, которые пройдя через нелегкий путь к цели осуществления правосудия, будут соответствовать самым высоким требованиям.

 

Второе направление реформы-это модернизация судоустройства и судопроизводства.

Предлагается формирование  трехзвенной  судебной системы. Суд первой инстанции-районные суды, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция-Верховный Суд.

Следует отметить, что в результате сокращения судебных инстанций значительно повысятся ответственность Верховного Суда и нагрузка на него.

При сокращении инстанций предлагается усилить роль апелляции, где должно применяться коллегиальное рассмотрение дел. При этом важно отметить-оно будет  проводиться, исходя из степени их сложности. К примеру, гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке,  а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, можно оставить на единоличное рассмотрение судьи. По остальным категориям дел предлагается рассматривать их исключительно коллегиально.

В Верховном суде также будет создана коллегия, которая займется рассмотрением дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. Также, к подсудности новой коллегии предлагается отнести дела по выборным вопросам.

В рамках усиления судебного контроля предложено передать следственному судье ряд дополнительных функций- санкционирование осмотра, обыска и личного обыска.

В ч.1 ст. 25 Конституции указано «проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом».

Таким образом, ограничение указанного конституционного права гражданина и человека с санкции суда позволит обеспечить  баланс между обвинением и защитой в судах, о которой говорится в  Президентском Плане Нации «100 конкретных шагов».   

Перечень дел с обязательным  участием прокурора сокращается. Предлагается сохранить обязательное участие прокурора только в следующих случаях: по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства, в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц-это массоввое увольнение, невыплата заработной платы большому трудовому коллективу .... данные новшества направлены на усиление роли судебной системы по гражданскому судопроизводству.

Усиливаются требования к действующим судьям. Будет разработан новый этический кодекс судьи, расширятся возможности граждан по жалобам на действия судьи в судебное жюри.

Кроме того, в составе судебного жюри предлагается создать две самостоятельные комиссии: квалификационную и дисциплинарную.

В компетенцию обновленного жюри предлагается ввести вопросы проверки действующих судей на предмет профессионального соответствия занимаемой должности раз в пять,  затем -в десять лет,  а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящий суд.

Прорабатываются вопросы, касающиеся расширения сферы обязательного применения суда присяжных заседателей и оптимизации механизма отбора в него граждан. Расширяется перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей. Предложено законодательно определить возможность, в случае необходимости, по ходатайству передачи дела с участием присяжных заседателей из одного суда в другой.

Предлагается преобразовать Высший Судебный Совет (ВСС) в постоянно действующий орган со своим штатом сотрудников. Такая практика применяется во многих западных странах. В Италии, Франции, других странах половина членов ВСС состоит из судей, а другая-из прокуроров, адвокатов и профессоров юриспруденции.  Все члены  ВСС на определенный срок освобождаются от своей основной работы и занимаются исключительно подбором кадров.

Все вышеуказанные мероприятия при претворении их в жизнь укрепит взгляд общественности в  стабильности судебной системы, поднимет на новый уровень работу судов по обеспечению верховенства права.

Гаухар ИБРАШЕВА

Следственный судья суда №2 города Атырау