Правила автоматизированного распределения дел в судах

Версия для печатиВерсия для печати

УТВЕРЖДЕНЫ

Постановлением

пленарного заседания

Верховного Суда

Республики Казахстан

от «6»декабря 2019 года № 21

 

 

Правила

автоматизированного распределения дел в судах

 

1.Общие положения

 

1.Настоящие Правила автоматизированного распределения дел в судах (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7-6) пункта 1 статьи 22 КонституционногозаконаРеспублики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»(далее–Конституционный закон), Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – ГПК), Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – УПК), Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях(далее – КоАП) и определяют порядок автоматизированного распределения дел в судах.

Под делами, подлежащими автоматизированному распределению в судах, понимаются дела об административных правонарушениях, гражданские и уголовные дела, а также поступающие в суды исковые заявления, заявления, материалы, жалобы, ходатайства, протесты, представления.

2. Автоматизированное распределение дел в судах осуществляется посредством автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов Республики Казахстан (далее – АИАС СО)сприменением поправочного коэффициента Норматива нагрузки судей,рассчитанного с учетом затраченного времени на рассмотрение конкретного дела, сложности, многотомности, многоэпизодности, а также  по хронологии поступления,специализации и языка судопроизводства.

3. Распределение делнеавтоматизированным способом допускается в случае возникновения технических неисправностей (отсутствие электричества, выхода из строя оборудования, сбоя компьютерных программили наступления других обстоятельств, которые объективно препятствуют функционированию системы АИАС СО)свыше 3-х часов, за исключениемдел, сроки рассмотрения которых не превышают 24 часов.

При возникновении обстоятельств, препятствующих автоматизированному распределению дел, ответственным лицом составляется акт о техническом сбое, который является основанием для вынесения распоряжения председателем  суда о распределении дел неавтоматизированным способом.

О технических неисправностях незамедлительно уведомляется уполномоченный орган, осуществляющий организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее – уполномоченный орган).

Копия актаприобщается к материалам дела.

После устранения обстоятельств, препятствовавших автоматизированному распределению дел, сведения о делах, распределенных неавтоматизированным способом, вместе с распоряжением председателя суда вносятся в АИАС СОв хронологическом порядке не позднее следующего рабочего дня.

4. В Верховном Судеответственные лица за автоматизированное распределение дел определяются председателями судебных коллегий,в областном и приравненных к ним судах (далее – областные суды) – председателем областного суда, в районных и приравненных к ним судах(далее – районные суды) –председателем районного суда.

5. Ответственность за соблюдение требований Правил возлагается                     в районных,областных судах на председателя суда, в Верховном Суде –на председателей судебных коллегий.

6. Техническая поддержка и надлежащее функционирование автоматизированного распределения дел осуществляется соответствующими структурными подразделениями уполномоченного органаи его территориальных подразделений.

7. Судьи и работники судов обязаны незамедлительно в письменном виде информировать структурное подразделение уполномоченного органа, ответственное за внутреннюю безопасность и предупреждение коррупции в судах, о фактах вмешательства в автоматизированное распределениедел.

8.Нарушение требований Правил влечет ответственность, установленную законом.

 

2. Порядок автоматизированного распределения дел в судах

 

9. При автоматизированном распределенииделв судах учитываются следующие критерии:

1) категория дел, материалов (специализация судьи);

2) язык судопроизводства;

3) сложность дела.

Критерии, учитываемые при автоматизированном распределении дел,    прописаны в алгоритме АИАС СО.

10. Сложность дела определяется в соответствии с Нормативами нагрузки, утвержденными Председателем Верховного Суда.

11.Автоматизированное распределение дел, поступивших до 17.00 часов,осуществляется вдень поступления,а поступивших после 17.00 часов –не позднее следующего рабочего дня.

12.В судах со штатной численностью менее четырех судей автоматизированное распределениедел осуществляется без утверждения специализации председателем районногосуда, за исключением судей, в чьи полномочия входит рассмотрение вопросов, предусмотренных статьей 55 УПК.

13. В случае невозможности распределения дел судье по специализации, в связи с его отсутствием, распределение дел осуществляется среди остальных судей суда.

14. Председателям и председателям судебных коллегий областных судов, председателям районныхсудов (за исключением судов со штатной численностью менее 4 судей) автоматизированное распределение дел  осуществляется в пределах не менее тридцати процентовот средней нагрузки наодного судью в данном суде.

Председателям районных судовавтоматизированное распределение дел можетосуществляться наравне с другими судьями.

Лицу, исполняющему обязанности председателя суда (судебной коллегии), распределение делосуществляетсяпо нормативу,установленномудля председателя суда (судебной коллегии).

Для судей Верховного Суда и областных судов, участвующих в проведении обобщений судебной практики, в разработке проектов нормативных правовых актовпо согласованию с председателем судебной коллегии,допускается снижение количества распределяемых дел до тридцати процентов.

Координаторы по взаимодействию со средствами массовой информации в соответствии с Положением о координаторе по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденным Председателем Верховного Суда от 31 октября 2018 года, освобождаются от судебной нагрузки по рассмотрению дел: в Верховном Суде на 5 %, областных и приравненных к ним судах – на 20 %.

15. Оформление автоматизированного распределения дел осуществляется в форме отчета ответственным лицом.

В отчете указываются следующие сведения: фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) судьи, участников процесса (истец, ответчик, подсудимый/осужденный, потерпевший, правонарушитель), категории дела, даты и времени поступления и распределения дела, а также другие данные в соответствии с прилагаемой формой (приложения 1,2,3).

Отчет после формирования в программе уполномоченного органа, распечатывается на бумажном носителе, подписывается ответственным лицом.

Отчетприобщается к материалам дела.

16.Судья исключается из списка судей для осуществления   автоматизированного распределениядел в следующих случаях:

1) при наличии запрета повторного участия судьи (состава суда), предусмотренного положениями процессуального закона;

2)при отсутствии у судьи допуска к государственным секретам.

В остальных случаях автоматизированное распределение дел осуществляется в порядке, установленномнастоящимиПравилами.

17.Автоматизированное распределение дел судье, в производстве которого находится дело, или ранее рассмотревшего дело, осуществляется при выполнении связки с делом относительно:

1)встречных обвинений, исков и исков третьих лиц, которые заявляют самостоятельные требования относительно предмета спора по судебному делу, по которому проводится судебное разбирательство;

2) заявлений об отмене решения в порядке упрощенного (письменного) производства;

3) заявлений об отмене заочного решения;

4)заявлений о пересмотре решения по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

5)заявлений об отмене решения о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим;

6)заявлений об отсрочке и рассрочке исполнения решения, изменении способа и порядка исполнения до обращения решения к исполнению;

7) заявлений о повороте исполнения решения;

8)процедуры банкротства: дел по спорам, возникающим в рамках реабилитационной процедуры и процедуры банкротства, в том числе о признании сделок, заключенных должником, недействительными; о возврате имущества должника, о взыскании дебиторской задолженности по искам банкротного или реабилитационного управляющего;

9)заявлений и ходатайств по процессуальным вопросам, связанным с исполнением судебных актов, поданных в суд, который рассматривал дело;

10)дел об административных правонарушениях в отношении одного правонарушителя либо одного правонарушения;

11)по заявлениям, поступающим по главе 47 КоАП;

12)принятого решения о разъединении требований или выделении дел в отдельное производство;

13)повторно поступивших заявлений (дел), ранее возвращенных для устранения недостатков, оставленных без рассмотрения, отказанных в принятии.

Дела, в которых стороны привлечены за неуважение к суду, автоматически распределяются тем же судьям.

18. При невозможности осуществления связки с предыдущим делом либо в случае отсутствия судьи, ранее рассматривавшего дело, автоматизированное распределение дел осуществляется в общем порядке.

 

3. Порядок автоматизированного перераспределения дел в судах

 

19. Автоматизированное перераспределение делиз производства одного судьи другим судьямосуществляется на основании сведений, внесенных в личную карточку судьи подсистемы «Е-кадры» по следующим основаниям:

1) временная нетрудоспособность судьи;

2)приостановление полномочий судьи (в том числе рекомендованных Высшим Судебным Советом на назначение/освобождение и т.д.);

  1. выход в отпуск;
  2. командировка;

5) отсутствие допуска к государственным секретам, о чем стало известно после принятия дела к производству судьи;

  1. удовлетворение ходатайства об отводе судьи;
  2. прекращение полномочий судьи;
  3. участие судьи впилотных проектах Верховного Суда;
  4. изменение специализации судьи.

20.Автоматизированное перераспределение дел может быть осуществлено по иным основаниям в случаях возникновения обстоятельств, объективно препятствующих рассмотрению дела судьей, в производство которого   распределено дело.

К таким обстоятельствам могут быть отнесены: необходимость  объединения нескольких дел, находящихся в производстве у нескольких судей,   отмена распоряжения о командировке судьи,для утверждения медиативного соглашения судьей – медиатором и иные.

Автоматизированное перераспределение дел по иным основаниямосуществляется по распоряжению председателя суда (председателя коллегии), с изложением мотивов принятого решения не позднее следующего рабочего дня после вынесения распоряжения.

Копия распоряжения приобщается к материалам дела.

21.Автоматизированное перераспределение гражданских дел не осуществляется в случае отсутствия судьи менее 7 рабочих дней, за исключением дел, процессуальный срок рассмотрения которых истекает в период его отсутствия.

Совершение процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, осуществляется в порядке взаимозаменяемости, в соответствии с частью одиннадцатойстатьи 35 ГПК.

 

4. Приостановление автоматизированного

распределениядел в период отсутствия судьи

 

22. Приостановление автоматизированного распределения дел для судей осуществляется с учетом сведений, внесенных в подсистему «Е-кадры» по следующим основаниям:

1) выход в отпуск (трудовой, учебный, декретный, без сохранения заработной платы и т.п.);

2) временная нетрудоспособность судьи;

3) командировка;

4)приостановление полномочий судьи (в том числе и рекомендованных Высшим Судебным Советом на назначение/освобождение и т.д.).

23.В случае отсутствия судьи по временной нетрудоспособностиавтоматизированное распределение дел приостанавливается с момента   извещения судьей об открытии листа нетрудоспособности, который по  предъявлении размещается в личной карточке судьи подсистемы «Е-кадры» ответственным работником кадровой службы.

24. В судах первой инстанции со штатной численностью менее четырех судей автоматизированное распределениеделприостанавливаетсяпри продолжительности отпуска:

1) от 3 до 7 дней за пять рабочих дней;

2) от 8 до 24 дней за десять рабочих дней;

3) от 25 до 30 дней за пятнадцать рабочих дней.

25. В остальных судах первой инстанции автоматизированное распределение дел приостанавливаетсяпри продолжительности отпуска:

1) от 3 до 7 дней за пять рабочих дней;

2) от 8 до 14 дней за десять рабочих дней;

3) от 15 до 24 дней за двадцать рабочих дней;

4) от 25 до 30 дней задвадцать два рабочих дня.

26. В специализированных административных, следственных судах  автоматизированное распределение дел приостанавливается при продолжительности отпуска:

1) от 2 до 7 днейза три рабочих дня;

2) от 8 до 30 дней за пятнадцатьрабочих дней.

27.Распределение заявлений об отмене судебного приказа, отмене заочного решения, отмене решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства,по вновь открывшимся обстоятельствам, об отсрочке и рассрочке исполнения решения, изменении способа и порядка его исполнения до обращения решения к исполнению и других заявлений,сроки рассмотрения которых не превышают 15 рабочих дней, приостанавливается за 15 рабочих дней до выхода судьи в отпуск.

28. Автоматизированное распределение дел не приостанавливается до дня,предшествующего выходу судьи в отпускпо делам, сроки рассмотрения которых не превышают 24 часов.

Автоматизированное распределение постановлений судебных исполнителей о санкционировании исполнительных действий приостанавливается за 3 рабочих дня до дня отсутствия.

29. В апелляционной инстанции автоматизированное распределение дел приостанавливаетсяпри продолжительности отпуска:

1) от 3 до 7 дней за пять рабочих дней;

2) от 8 до 14 дней за десять рабочих дней;

3) от 15 до 24 дней за двадцатьрабочих дней;

4) от 25 до 30 дней за двадцать два рабочих дня (блокировку исключить для пилотных судов по проекту «Судебные каникулы»).

30.Для судей апелляционной инстанции, пересматривающих постановления следственных судей о санкционировании, автоматизированное распределение дел приостанавливается за три рабочих дня до выхода в отпуск.

31. Для судей апелляционной инстанции по гражданским делам при отсутствии судьи-докладчика распределение осуществляется одному из судей коллегиального состава, в том числе и по заявлениям о пересмотре постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

32.В судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда автоматизированное распределение дел приостанавливаетсяпри продолжительности отпуска:

1) от 2 до 4 дней за три рабочих дня;

2) от 4 до 7 дней за четыре рабочих дня;

3) от 8 до 14 дней за пять рабочих дней;

4) от 15 до 24 дней за двенадцать рабочих дней;

5) от 25 до 30 дней за семнадцатьрабочихдней.

33. В судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда автоматизированное распределение дел приостанавливаетсяпри продолжительности отпуска:

1) от 2 до 4 дней за три рабочихдня;

2) от 4 до 7 дней за четыре рабочих дня;

3) от 8 до 14 дней за пять рабочих дней;

4) от 15 до 24 дней за двенадцать рабочих дней;

5) от 25 до 30 днейза двадцать два рабочих дня.

34. Автоматизированное распределение дел в специализированной судебной коллегии Верховного Суда приостанавливается:

1) по гражданским делам, подлежащим рассмотрению по правилам, предусмотренным для суда первой инстанции;

2)по гражданским делам, подлежащим рассмотрению по правилам, предусмотреннымдля суда апелляционной инстанции;

3) по ходатайствам о внесении представления о пересмотре судебных актов по делам об административных правонарушениях, по представлению Председателя Верховного Суда и председателя специализированной судебной коллегии Верховного Суда, по протесту Генерального Прокурора и его заместителей при продолжительности отпуска:

1) от 2 до 4 дней за три рабочих дня;

2) от 4 до 7 дней за четыре рабочих дня;

3) от 8 до 14 дней за пять рабочих дней;

4) от 15 до 24 дней за десять рабочих дней;

5) от 25 до 30 дней за пятнадцать рабочих дней.

35. Автоматизированное распределение делв специализированной судебной коллегии Верховного Суда производится с учетом нагрузки в отдельности:

1) по делам, подлежащим рассмотрению по правилам, предусмотренным для суда первой инстанции;

2) по делам, подлежащим рассмотрению по правилам, предусмотренным для суда апелляционной инстанции;

3) по ходатайствам о внесении представления, по протестам и представлениям по административным делам в кассационном порядке.