"Становление судебной системы" - председатель Атырауского областного суда Бауыржан Жумагулов, "Юридическая газета", №48, 17.06.2022

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

СТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Как дань признаТельносТи судьям, соТрудникам судебной сисТемы за их вклад в развиТие консТиТуционных основ, обеспечение законносТи и защиТы прав граждан усТановлен новый профессиональный праздник День судьи и рабоТника суда, коТорый будеТ оТмечаТься впервые 24 июня.

Эта дата выбрана не просто так, она связана с принятием 24 июня 1992 года закона, которым внесены первые после обретения Независимости поправки в Закон «О судоустройстве Казахской ССР». За 30 лет со дня его принятия судебная система подверглась большим реформам. В канун первого профессионального праздника хочу поделиться своим видением основных этапов становления и значимых достижениях судебной системы.

С момента получения Казахстаном Независимости судебная ветвь власти является предметом пристального внимания. В те непростые годы особое внимание уделялось поэтапному становлению и развитию судебной системы как основного органа государственного механизма. Эффективность правосудия стала определяющим фактором успешной модернизации во всех отраслях, в том числе экономической. Самым первым этапом на пути становления и развития судов Казахстана, как самостоятельной ветви власти можно назвать разработку закона о судоустройстве в 1989-1990 годах.

Конечно же, у нового государства практически не было никакой законодательной базы и большого опыта в организации деятельности судов в соответствии с мировыми демократическими стандартами.

Поэтому в отрезке 1991-1997 годов началась огромная работа по созданию законодательного портфеля для работы системы правосудия. Самым важным шагом стало закрепление высокой и ответственной социальной роли судебной системы. Здесь особо нужно отметить Конституционный Закон «О государственной Независимости Республики Казахстан», Конституции 1993 и 1995 годов. Следом стоял вопрос материального и кадрового обеспечения судебной системы. 23 сентября 1993 года в Постановлении Президента «О государственной программе первоочередных мер по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка в РК на 1993-1995 годы» было предусмотрено строительство 35 зданий народных судов, выделение дополнительно 1 540 штатных единиц, обеспечение жильем работников судов.

После формирования фундамента новой судебной системы были регламентированы принципиальные вопросы ее деятельности. Одним из первых Указов Главы государства 20 декабря 1995 года был Указ, имеющий силу Конституционного закона «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», который и заложил основные принципы судоустройства и осуществление правосудия в нашей стране.

В 1996 году состоялся I съезд судей, который учредил Республиканское общественное объединение «Союз судей Республики Казахстан» и принял Кодекс судейской этики.

C 1985 года в течение нескольких лет я работал в органах прокуратуры и юстиции, в судебной системе - с 1999 года. За эти годы занимал должности судьи суда города Астаны, председателя Специализированного межрайонного экономического суда Атырауской области, председателя коллегии по гражданским делам суда города Астана, Карагандинского областного суда, руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан. С июня 2012 года по апрель 2020 года был судьей Верховного Суда. Затем Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2020 года назначен на должность председателя Атырауского областного суда, где тружусь по сегодняшний день. За 23 года в судебной системе я принимаю активное участие в становлении судебной системы, проводимых реформах в этом направлении.

Полагаю, что принципиальным и немаловажным стал Указ Президента от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», согласно которому функции обеспечения деятельности судов были переданы из Министерства юстиции в ведение Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде. Это было сделано в целях укрепления института независимости судей.

Далее, не менее значимым является решение об образовании по всей республике специализированных судов. К примеру, Указом от 9 февраля 2002 года во всех областях были образованы Специализированные межрайонные экономические суды. В этом году им исполнилось ровно 20 лет.

К слову, мне выпала честь быть первым председателем Специализированного межрайонного экономического суда Атырауской области. Считаю, что за 4 года своей деятельности на этой должности мне удалось сформировать правильную судебную практику и доказать эффективность этих судов. Отмечу, что канцелярия Специализированного межрайонного экономического суда Атырауской области неоднократно завоевывала 1-ое место среди судов республики в номинации «Лучшая канцелярия года». На сегодня работа специализированных судов показала не только правильность принятого решения, но и состоятельность этих структур в судебной системе.

В 2012 году было образовано Судебное жюри, в состав которого входят судьи районных, областных судов и судьи Верховного суда. На тот момент я опять-таки стоял у истоков, будучи руководителем Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Казахстан.

Главной его задачей является профилактическая работа, направленная на укрепление судебной системы, повышение ее имиджа, формирование высококвалифицированного судейского корпуса.

В настоящее время должное внимание уделяется развитию инфраструктуры судебной системы. Наличие у судов соответствующих зданий, оформленных в едином стиле, - это тоже определенная идеология, посыл в общество о верховенстве закона. На сегодняшний день у нас, в Атырауской области, имеется план строительства нового здания для 4 судов, поскольку они расположены в маленьких и очень старых зданиях. В проекте нового здания предусмотрены все необходимые помещения для качественного осуществления правосудия: совещательные комнаты, кабинеты для работы адвокатов, прокуроров, помещения для содержания обвиняемых и другие.

Говоря о достижениях, необходимо отметить создание Верховным судом программ для судопроизводства «Төрелік», «Судебный кабинет». Система «Төрелік» позволила соединить все суды страны, вести единый учет и мониторинг судебных дел, их архивное хранение и оперативный обмен материалами по ним, электронное делопроизводство, непрерывные аудиозаписи и видеозаписи всех судебных процессов. А через программу «Судебный кабинет» граждане в любое удобное время могут направлять свои иски, требования в необходимые суды Казахстана в режиме онлайн, знакомиться с судебными актами.

В целях соблюдения принципа справедливости программа обеспечивает автоматизированное распределение дел, где практически исключено человеческое воздействие. Нельзя не отметить внедрение аудио-, видеофиксации (АВФ) судебных процессов, обеспечивающей полноту и качество протокола судебного разбирательства.

Внедрена видео-конференц-связь, которая позволяет повысить оперативность судебного процесса. Стороны могут не являться в суд, участие проходит дистанционно в режиме онлайн, что экономит их средства и время. Эффективность онлайн участия мы ощутили в период пандемии.

Открытость и прозрачность судебного процесса, доступность судебных решений - неотъемлемые составляющие правосудия.

В целях обеспечения открытости судов, а также правовой грамотности населения активная работа проводится в части взаимодействия со средствами массовой информации. Публикуются статьи и другие информаций в печатных и электронных изданиях, организуются интервью на телевидении и радио, пресс-конференции и брифинги.

Как говорится, «Совершенству нет предела»: только за последние 5 лет инициировано и подготовлено 30 законопроектов, касающихся деятельности судебной системы, многие из которых уже приняты. Благодаря им, усилены гарантии независимости судей, реорганизованы органы судейского самоуправления, пересмотрены подходы к оценке действующих судей, введен конкурсный порядок отбора председателей судебных коллегий облсудов и другие.

После назначения Председателем Верховного Суда Жакипа Асанова, для эффективной реализации масштабных вопросов по модернизации судебной системы им внедрен проектный подход. В частности, в рамках программы «7 камней правосудия» нами вполне успешно реализуются 7 приоритетных проектов: «Безупречный судья», «Образцовый суд», «Справедливый процесс», «Качественный результат», «Smart-сот», «Коммуникационная стратегия» и «Примирение до суда, в суде».

К примеру, в целях реализации проекта «Примирение до суда, в суде», в 2020 году при Атырауском областном суде открыт Центр примирения. Как вам всем известно, развитие института примирения является приоритетным направления судебной деятельности. Основная задача центра заключается в предоставлении услуг по консультированию граждан, определению категории спора, призыве к мирному разрешению и проведении примирительных процедур. Помощь гражданам в центре оказывают медиаторы, бии, адвокаты, прокуроры, психологи, нотариусы и представители бизнес омбудсмена. Жители региона сегодня часто обращаются и получают надлежащую юридическую помощь, узнают об особенностях и преимуществах медиативных процедур, проводят переговоры по согласованию и решению конфликта мирным путем.

Комплексные меры принимаются по противодействию коррупции в судах. Наравне с усилением независимости судей, ужесточаются и антикоррупционные требования. Мы нетерпимы к любым формам коррупционных проявлений. Ведь правосудие и коррупция вещи несовместимые. Как результат, за последние 20 лет в судах Атырауской области не выявлено ни одного факта коррупции со стороны судей и работников суда. В целом, надо отметить, что развитие института примирения тоже способствует формированию антикоррупционной культуры, как отметил председатель Верховного Суда Жакип Асанов, «Если люди разобрались сами, пожали руки, то некому и не за что «давать». Почвы для коррупции нет».

ледних лет - это, безусловно, внедрение административной юстиции, новая четвертая форма судопроизводства. Принят новый Административный процедурно-процессуальный кодекс, созданы административные суды. Миссия административной юстиции это создание реального баланса в защите прав интересов физических и юридических лиц в спорах с государственным органом. За столь короткий срок кодекс успешно внедрился в правовую систему нашей страны и положительно повлиял на правовую активность граждан и организаций.

Сейчас можно с уверенностью констатировать, что полноценная судебная система в Казахстане состоялась.

Почетная и нелегкая миссия служения правосудию требует от судей и работников судов высокого уровня знаний, опыта и таких качеств как честь, достоинство и преданность делу. Авторитет судебной ветви власти в значительной мере зависит от того, насколько четко функционирует каждое ее звено.

Установление праздника Дня судьи и работника суда очень важно как праздник, который поддерживает тонус к новым свершениям всех сотрудников системы справедливости, судебной системы нашей страны. Праздник души для тех, кто каждый день находится в серьезном эмоциональном напряжении, принимая серьезные, судьбоносные решения.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех судей и работников судебной системы с профессиональным праздником и выразить благодарность всем, кто на протяжении многих лет вносил и вносит вклад в дело укрепления правосудия. Искренне желаю всем судьям и работникам судов неиссякаемой энергии, профессионального мастерства, крепкого здоровья и семейного благополучия. Пусть и в дальнейшем наш непростой труд способствует совершенствованию судебной системы Республики Казахстан, служит идеалом справедливости!